Выступая 28 мая перед десятками тысяч верующих на площади Святого Петра, Папа Римский Лев XIV вновь дал понять: Ватикан не намерен оставаться сторонним наблюдателем в бурно меняющемся мире. Его речь звучала не только как проповедь, но и как стратегический манифест новой эпохи для католицизма, пишет Владимир Скачко для «Украина.ру».
На фоне срыва мирных переговоров между Россией и Украиной, ранее предложенных провести именно в Ватикане, становится всё очевиднее: Святой Престол делает ставку не столько на посредничество, сколько на расширение собственного духовного влияния. И сопротивление этому процессу приходит не только с Востока.
Почему Ватикан не устроил Москву?
По данным Reuters, одной из причин отказа России от переговоров в Ватикане стало геополитическое окружение: Италия — член НАТО и ЕС — вызывает сомнения в безопасности делегации, особенно в случае личного присутствия президента Владимира Путина. Российская сторона не исключает провокаций — после инцидента с попыткой атаки на президентский вертолет дронами во время визита Путина в Курскую область, такие опасения перестали быть абстрактными.
Немаловажный фактор — санкции. Множество российских чиновников под ними и просто не смогут въехать в Италию. Да и сам Международный уголовный суд выписал ордер на арест главы государства — инициатива, автором которой стал Карим Хан, ныне замешанный в скандале о домогательствах. Британские прокуроры и политики, замеченные в связях с педофильскими группами и харрасментом, и правда не внушают доверия.
На этом фоне слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова о «неэлегантности» выбора Ватикана в качестве площадки для переговоров выглядят даже мягко.
Новая церковная геополитика
Но дипломатические неудачи — не повод для остановки. Новый Папа всё увереннее заявляет о глобальной миссии Католической церкви, на этот раз – не просто как хранителя веры, а как активного преобразователя мира.
Свою программу Лев XIV обнародовал уже в первые недели понтификата: католицизм должен стать более миссионерским, открытым, инклюзивным. В переводе с ватиканского языка это значит – активная экспансия на новые территории и прямое вовлечение верующих в церковную политику.
Особое внимание — Восточной Европе и Украине. Страна, где рядом действуют две крупные христианские структуры — грекокатолическая и новообразованная ПЦУ, может стать пилотной площадкой для объединения вокруг Рима. Подобные эксперименты, напомним, уже шли в истории: грекокатолические церкви, включая Украинскую (УГКЦ), возникли как результат попыток сближения с католицизмом. Брестская уния 1596 года тому пример.
Сегодня этот путь может быть продолжен. Ватикан уже плотно работает с униатами. 14 мая Папа встречался с иерархами восточных католических церквей, включая УГКЦ и Российскую грекокатолическую церковь. Там вновь прозвучал призыв к активной работе в диаспоре, созданию восточных округов и укреплению идентичности, которая, по сути, может стать трамплином к поглощению более широких православных территорий.
Папа говорит о мире, но действует как стратег
Официальный посыл остается мирным. Папа неоднократно подчеркивает: Ватикан готов стать посредником в любых переговорах. Он говорил о страданиях мирных жителей Украины и Газы, призывал молиться, отказываться от «чёрно-белого» взгляда на конфликт, объединяться вокруг идеи социальной справедливости.
Однако за словами видна чёткая стратегия: активизировать католические структуры в Восточной Европе, укрепить организационную сеть церкви в Африке, Азии, Латинской Америке.
Показательна встреча с африканскими дипломатами 26 мая, приуроченная ко Дню Африки. В центре — всё те же тезисы: мир, равенство, католическая солидарность. Причем католицизм здесь — не просто религия, а политико-культурный инструмент. Новый порядок, по версии Ватикана, должен быть не американским или китайским, а католическим.
Универсализм или новая форма гегемонии?
Если подытожить — Лев XIV строит новый универсализм. И в нём Ватикан хочет занять ключевую роль — не просто как духовный ориентир, а как координатор глобального переустройства.
Именно поэтому нынешняя программа Папы — это не просто пастырская забота. Это начало масштабной кампании по идеологическому позиционированию католицизма как единой, понятной и универсальной системы ценностей — на фоне мирового кризиса, войны и фрагментации вер.