Как справиться с педагогическим выгоранием. Ученые ищут способ - Донецкий тормозок
  • РЕДАКЦИЯ ИЗДАНИЯ И КОНТАКТЫ
  • О ПРОЕКТЕ
  • НА ТОРМОЗОК
  • Владельцам авторских прав
  • Разместить рекламу на сайте
Понедельник, 29 мая, 2023
  • Login
  • Регистрация
  • Главная
  • Карта СВО на сегодня
  • Лента
  • Политика
  • Россия
  • Донбасс
  • Украина
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Донецкий тормозок
  • Главная
  • Карта СВО на сегодня
  • Лента
  • Политика
  • Россия
  • Донбасс
  • Украина
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Донецкий тормозок
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Главная Политика

Как справиться с педагогическим выгоранием. Ученые ищут способ

19.12.2022
в Политика, Россия
1
1
ПОДЕЛИЛИСЬ
60
ПОСМОТРЕЛИ
Учителя на втором месте после медсестер по уровню стресса и усталости. / Tero Vesalainen / istock

Учителя на втором месте после медсестер по уровню стресса и усталости. / Tero Vesalainen / istock

Есть статистика: учителя на втором месте после медсестер по уровню стресса и усталости. Учительское выгорание без преувеличения можно назвать одной из проблем века. По данным разных экспертов, бороться с этим «недугом» сегодня пытаются около 75 процентов педагогов. Уроки, проверки, шумные дети, требовательные родители, а еще — семья и быт. Наступает момент, когда просто «нет сил», и человек — на грани нервного срыва.

Помочь педагогам пытаются психологи, коучи, коллеги. Взялись за проблему и молодые ученые. Что влияет на состояние учителя и как можно этим состоянием управлять? Об этом «РГ» беседует с победителем конкурса молодых ученых Российской академии образования, аналитиком Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии МПГУ Алексеем Ставцевым.

Учителя на втором месте после медсестер по уровню стресса и усталости. Бороться с этим «недугом» сегодня пытаются около 75 процентов педагогов

Алексей, вы получили награду за разработку модели психологического благополучия на примере работы российских учителей. Как у них с благополучием?

Алексей Ставцев: От психологического благополучия педагога зависит очень многое, и в первую очередь эффективность их профессиональной деятельности и, как следствие, эффективность обучения и воспитания. Существует множество факторов, связанных с личностью педагога и его окружением, «рабочей атмосферой», стимулирующих психологическое благополучие педагогов. А мешает этому в первую очередь профессиональное выгорание.

В нашем исследовании, проведенном Центром МПГУ под руководством академика РАО Артура Реана, приняли участие восемь тысяч педагогов со всей России. Выяснилось: достаточное число учителей имеют низкие показатели по тому или иному критерию. И, конечно, далеко не все могут конструктивно справляться с высоким уровнем выгорания.

Но ведь от этого страдают не только учителя? Школьники чувствуют, что от учителя «фонит» депрессией?

Алексей Ставцев: Конечно. Благополучный педагог транслирует это благополучие, открыт к общению, готов делиться знаниями и встречать вызовы. В основе общения «учитель — ученик» — понимание и принятие, поддержка и мотивация.

Если учитель критически выгорает — ничего из этого дать ребенку он не сможет. Известен «эффект Пигмалиона», он же «эффект самосбывающегося пророчества». В начале учебного года школьников случайным образом разделили на две группы: одних назначили условно «гениальными», других — обычными. «Гениальным» в течение года педагоги неосознанно уделяли больше внимания, общались активнее, чем с «обычными». И к концу года успеваемость «случайно назначенных гениальными» стала выше!

Вывод? Ребенка нужно стимулировать к выполнению задач, отмечать его успехи, пусть иногда авансом, общаться с ним. Это мотивирует учиться лучше, снижает страх ошибки. Это так называемое эффективное педагогическое общение, которого человек на грани выгорания дать не может.

Что становится основной причиной профессионального выгорания? Невысокая зарплата? Плохое поведение учеников? Бумажная нагрузка?

Алексей Ставцев: Все, что вы перечислили, действительно имеет значение. Но зарплата, как ни странно, — лишь на третьем месте. Вернее, материальное положение — не только доход учителя, но и всей его семьи в целом. Как выяснилось, куда более важен для психологического состояния учителя школьный климат — взаимоотношения всех людей в школе: учеников, администрации, родителей. Не нагрузка, не зарплата, а взаимоотношения. Для нас это интересный и во многом неожиданный результат.

Как помочь учителю, какие качества в себе воспитывать, чтобы не поддаваться «хандре»?

Алексей Ставцев: Есть четыре качества, которые и защищают от профессионального выгорания и максимально развивают личность любого человека и педагога, в частности. Мы назвали их «квартет психологической жизнестойкости». Это любознательность, энергичность, оптимизм и благодарность. Существует феномен, который психологи называют «эффект выученной беспомощности». Когда человек очень долго находится в состоянии дискомфорта и не имеет возможности выхода, он чаще всего к этому привыкает. И попадая в более комфортную среду, не видит «выход» — выучивается беспомощности. Но есть люди, которые этому эффекту могут противостоять. Когда ученые стали изучать, что же помогает им в этом, открылись эти несколько общих для всех качеств — в том числе наш квартет.

Источник: RG.RU.

Теги: RGRU
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости СМИ2




ВАЖНО

ADVERT



Новости СМИ2


Яндекс.Метрика

Новости

Скакалка, бег по лесу и йога в огороде: готовимся к летнему сезону на даче

29.05.2023
ВСУ-обстреляли-ДНР-40-раз-за сутки

ВСУ обстреляли ДНР 40 раз за сутки

29.05.2023

Рубрики

  • Tartaria
  • Авто
  • Армия
  • Белоруссия
  • В мире
  • Война
  • Донбасс
  • Заблокированное
  • Казахстан
  • Комментарии
  • Криминал
  • Культура
  • Мнения
  • Подоляка
  • Политика
  • Разное
  • Россия
  • Спорт
  • Технологии
  • Туризм
  • Украина
  • Экономика
Запрещенные в РФ организации
*Обращаем ваше внимание на то, что следующие экстремистские и террористические организации запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов», «ОУН», «Instagram», «Facebook», «Meta».
  • РЕДАКЦИЯ ИЗДАНИЯ И КОНТАКТЫ
  • О ПРОЕКТЕ
  • НА ТОРМОЗОК
  • Владельцам авторских прав
  • Разместить рекламу на сайте

© 2023 Донецкий тормозок - новости, события и происшествия в Донбассе и мире

Донецкое общественно-политическое сетевое издание. Здесь публикуются комментарии различного рода политических деятелей, общественников и специалистов в своих областях, зачастую сопровождаемые исключительно нашей точкой зрения, которая может не совпадать с официальной позицией государства, частных лиц и компаний. Если вы не согласны с опубликованными материалами, вы можете оставить комментарий или закрыть вкладку в вашем браузере. Яндекс.Дзен

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Политика конфиденциальности

Нет результатов
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Карта СВО на сегодня
  • Лента
  • Политика
  • Россия
  • Донбасс
  • Украина

© 2023 Донецкий тормозок - новости, события и происшествия в Донбассе и мире

Донецкое общественно-политическое сетевое издание. Здесь публикуются комментарии различного рода политических деятелей, общественников и специалистов в своих областях, зачастую сопровождаемые исключительно нашей точкой зрения, которая может не совпадать с официальной позицией государства, частных лиц и компаний. Если вы не согласны с опубликованными материалами, вы можете оставить комментарий или закрыть вкладку в вашем браузере. Яндекс.Дзен

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Политика конфиденциальности

С возвращением!

или

Войдите в ваш аккаунт

Забыли пароль? Войти

Создать новый аккаунт!

или

Заполните поля, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны Войти

Повторите пароль

Введите детали, чтобы сбросить пароль

Войти